Св. Василий Великий о Святом Духе E-mail
12.05.2010 18:28
Исследуем теперь, каковы наши общие понятия и о Духе, как собранные нами о Нем из Писания, так и заняться из неписанного предания отцев. И во-первых, кто, услышав наименование Духа, не воспрянет душею, и не восторгнется мыслию к Естеству Высочайшему? Ибо Он называется Духом Божиим (Мф. 3:16), и Духом истины, Иже от Отца исходит (Иоан. 15:26), Духом правым, Духом Владычним (Пс. 56:12,14).

Дух Святой есть главное и собственное Его имя. И оно преимущественно пред всяким другим есть именование чего-то бесплотного, часто невещественного и несложного. Посему и Господь в беседе с женой, которая думала, что Богу должно поклоняться в известном месте, научая ее, что бесплотное безпредельно, говорит: "Бог есть дух" (Иоан. 4:24). Поэтому, слыша слово Дух, не возможно вообразить в мысли естества ограниченного, или подлежащего изменениям и переназываниям, или вообще подобного твари, не простираясь мыслями к Высочайшему, необходимо должно представить себе сущность умную, безконечную по силе, безпредельную по великости, неизмериму временем или веками, неоскудевающую к благам, какие имеет.

К Духу Святому обращено все имеющее нужду в освящении; Его желает все живущее добродетелью, вдохновением Его как бы орошаемое и вспомоществуемое к достижению свойственного себе и естественного конца. Он усовершает других, а Сам ни в чем не имеет нужды; Он живет без возобновления сил, но есть Податель жизни; Он не чрез прибавление возрастает, но вдруг полон, Сам в Себе водружен и вездесущ. Он есть начало освящения, мысленный свет, доставляющий Собою всякой разумной силе, при искании истины, как некоторую очевидность. Он неприступен по естеству, и удобовместим по благости; хотя все исполняет Своею силою, однако же сообщается одним достойным, и не в одной мере приемлется ими, но разделяет действование мере веры. Он прост по сущности, многообразен в силах, весь присутствует в ……., и весь повсюду. Он разделяемый не страждет, и когда приобщаются Его, не перестает быть всецелым, наподобие солнечного сияния, наслаждающийся приятностию которого как бы один им наслаждается, между тем как сияние сие озаряет землю и море, и срастворяется с воздухом. Так и Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно избивает всецелую благодать, которую наслаждаются причащающиеся, по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа.

Освоение же Духа с душею есть не местное сближение (ибо бестелесный может ли приближаться телесным образом), но устранение страстей, которые превзошли в душу впоследствии от привязанности ея к телу, и отделили ее от сродства с Богом. Посему, кто очистился от срамоты, какую произвел в себе грехом, возвратился к естественной красоте, чрез очищение как-бы возвратил древний вид царскому образу, тот единественно может приблизиться к Утешителю. И Он, как солнце, которым встречено …….. око, в Себе самом покажет тебе образ Невидимого. А в блаженном созерцании образа увидишь неизреченную красоту Первообраза.

Чрез Духа – восхождение сердец, руководителя немощных, усовершение преуспевающих. Дух, возсиявая очищенным от всякой скверны, чрез общение с Собою делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами деляются светящимися, и отбрасывают от себя новый луч: так духоносные души, будучи озарены духом, сами делаются духовными, и на других изливают благодать. Отсюда – предвидение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяние дарований, небесное жительство, ликостояние с Ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу, и крайний предел желаемого – обожение.

(К Амфилохию о Духе Святом, гл. IX; т. III (Москва, 1846), стр. 264-267)



Все сотворенное Богом и по своей тварной природе далеко отстоящее от славы Создателя находилось бы в жалком состоянии, если бы не было причастно Божества. Но не достойно Бога такое понятие о Боге, будто бы Он попускает твари быть обноаженною и как бы лишенного Его Самого. Напротив того, и тварь не так жалка, и Бог не так бессилен, чтобы не сообщил тварям святого приобщения. Посему-то в начале восхотел сотворить человека по образу Своему. Конечно же, созидаемый образ, будучи перенесен от первообраза, получил в веществе подобие, и удержал отличительный признак, напечатленный мыслию и рукою Художника. Так живописец, так каменотесец, так созидающий золотое или медное изваяние берет вещество, смотрит на первообраз, снимает очертание видимого, и ……………… его в веществе. А если людям невозможно приводить вещества в подобие образов, пока вещества сии не преймут в себя их умопредставлений: то как же может тварь дойти до уподобления Богу, не приемля в себя Божия образа (………….)? Божий же образ не таков, как человеческий, но он жив, и, будучи истым образом, образотворен, так что все причастное Его делается Божиим образом. Образ Божий – Христос, Иже есть, как сказано, Образ Бога невидимого (Кол.1:15); образ же Сына Дух, и причастники Духа делаются сынами сообразными, по написанному "кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями" (Римл. 8:22).

(Против Евномия, О Св.Духе кн. Y….; т. 14 (Москва, 1846), стр. 184-190)



Божеский Дух всегда окончательно совершает все происходящее от Бога чрез Сына, как в новой твари, о которой говорится: "кто во Христе, [тот] новая тварь" (2Кор. 5:17), так и в той, которая древле была в начале: почему сказано: "словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их" (Пс. 32:6). Живо Слово, Которым сотворены небеса; Оно – тот самый Бог Слово, о Котором взывает Иоанн: "все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоан. 1:3). Что Дух есть жизнь, показывает, по написанному (Иоан. 6:63), животворящая сила Духа; жизнь есть Дух, Совершитель небесных Сил, Тот самый, Который спрославляется со Отцем и Сыном. Ибо не произнесением речений созидает Бог, хотя словеса Божии человекообразно именуются речениями произносимыми, и не излиянием выдыхаемого воздуха укращаются небеса. Ибо Дух, совокупно с живым Словом действующий в созидании, есть живая сила и естество божественное, неизреченное, из неизреченных уст уст явившееся, неизреченно чрез дуновение сообщенное человеку, и в телесном образе, какому научил Господь, опять Им чрез дуновение восстановленное (Иоан. 20:22). Ибо надлежало согласоваться между собою первоначальному обновлению и нынешнему возобновлению и содействию. Посему запечатлел, дунув, как не Иной с Вдунувшим жизнь в начале (Быт. 2:7), но Тот же самый, чрез Которого Бог дает дуновение, тогда вместе с душею, а теперь в душу.

(Против Евномия, О Св. Духе, кн. Y; т. III (Москва, 1846), стр. 193-194)



Сын есть Слово Бога, а Дух глагол Сына. Ибо сказано: "держа все словом силы Своей" (Евр. 1:3).

(Против Евномия, О Св.Духе, кн.Y; т. III, стр. 195)



Почему и Дух не Сын Сыну? Не по тому, что Он от Бога не чрез Сына; но чтобы Троицу не почли бесконечным множеством, остановясь на той мысли, что Он имеет сынов от сынов, как бывает у людей.

(Против Евномия, О Св.Духе, кн. Y; т. III, стр. 196)



Но ты говоришь: если Сын – образ Бога, а Дух – образ Сына; и если Сын Слово Бога, а Дух – глагол Сына: то почему же Дух не называется сыном Сына? – Мы и на это, по мере сил, дадим ответ, сами ….. себя. – Посему говорим, что сказать о сыне от Сына значило бы – людей услышавших об этом навести на мысль о множестве в Троичности Божества. Ибо легко было бы сделать заключение, что как от Сына родился сын, так от сего последнего может родиться другой, а от другого еще другой и так далее, до множества – посему, что Дух от Бога, о том ясно проповедал Апостол, говоря: "мы приняли Духа от Бога" (1Кор. 2:12). А что Дух явился чрез Сына, сие Апостол соделал ясным, наименовав Его Духом Сына, как и Духом Божиим, и нарекши умом Христовым, как и Духом Божиим, на пособие духа в человеке. Но он остерегся наречь Его сыном Сына.

(Против Евномия, О Св.Духе, кн. Y; т. III, стр. 196, 197-198)



Или молчанием почти неизреченное, или благочестию счисляй святое. Един Бог и Отец, и един Единородный Сын, и …… Дух Святой. О каждой из vпостасей возвещаем отдельно; но когда нужно будет счислять, тогда не попустим, чтобы невежественное счисление довело нас до понятия многобожия.

Мы счисляем не чрез сложение, от одного делая наращение до множества, и говоря: одно, два, три, или: первое, второе, третье. "Я первый и Я последний" (Ис. 44:6). О втором же Боге никогда не слыхали мы даже доселе. Поклоняясь Богу от Бога, и различие vпостасей исповедуем, и остаемся при единоначалии, не рассекая богословие на раздробленное множество; потому что в Боге Отце и в Боге Единородном созерцаем один как бы образ, отпечатлевшийся в неизменности Божества. Ибо Сын во Отце, и Отец в Сыне; потому что и Сын таков же, каков Отец, и Отец таков же, каков Сын; и в этом Они – едино. Почему по обличительному свойству Лиц – един и един, а по общности естества Оба – едино.

Но един и Святой Дух, и о Нем возвещается отдельно; чрез единого Сына сочетавается Он с единым Отцем, и Собою восполняет препитую и блаженную Троицу.

Единение Его со Отцем и Сыном достаточно выражается тем, что Он не поставляется в один ряд со множеством тварей, но произносится отдельно. Ибо Он – не единый из многих, но единый. Как един Отец, и един Сын, так – един и Св. Дух. Посему Он столько же далек от тварной природы, сколько единичное не подобно составному и имеющему в себе множество. Со Отцом же и Сыном потолику соединен, поколику единица имеет свойство с единицею.

Но не из сего только заимствуются доказательства общения Его по естеству; и также и из тех мест, где говорится, что Он от Бога, не как и все от Бога, но как исходящий от Бога, исходящий не чрез рождение, подобно Сыну, но как Дух уст Божиих. Без сомнения же, и уста – не член, и Дух – не рассеивающееся дыхание; а напротив того и уста разумеются боголепно, и Дух есть сущность живая, владычица святыни; из чего хотя открывается Его единение с Богом, но образ исхождения остается неизменимым.

Он называется и Духом Христовым, как соединенный со Христом по естеству. "Кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его" (Римл. 8:9).

(К Амфилохию О Св. Духе, гл. XYIII; т. III (Москва, 1846), стр. 299-301)



Говорится, что образ в веществе, что сила в способном к принятию ея, что навык в расположенном сообразно с ………., и тому подобно.

Посему Святой Дух, поколику для разумных тварей есть сила совершающая, возводящая их на самую высоту, потолику удерживает понятие образа. Ибо кто живет уже не по плоти, но водится Духом Божиим и сыном Божиим именуется, и делается сообразным образу Сына Божия, тот называется духовным.

И как сила зрения в здравой главе, так действование Духа в очищенной душе. Потому и Павел желает Ефесянам, чтобы были просвещены очи их в Духе премудрости (Ефес. 1:18). И как искусство в обучившемся ему, так благодать Духа в приявшем ее хотя всегда пребывающая, но не непрерывно действующая; потому что и искусство в художнике находится как сила, в действие же приводится тогда только, когда он действует сообразно с искусством. Так и Дух, хотя всегда пребывает в достойных, однако же в случае только нужды действует, или в пророчествах, или в исцелениях, или в других действиях сил.

Еще как в телах здравие, или теплота, или вообще свобода телесных отправлений, так и в душе нередко присущ Дух, но не остается навсегда в тех, которые, по непостоянству воли, легко отталкивают от себя принятую ими благодать. Таков был Саул, таковы семьдесят старцев у сынов Израилевых, кроме Елдада и Модада (ибо на них одних оказывается пребывшим Дух (Числ. 11:25-26); таков вообще всякий, им подобный своим произволением.

И как слово в душе, иногда бывает сердечным помышлением, а иногда произносится языком; так и Дух Святой, то иногда сосвидетельствует духу и вопиет в сердцах наших: Авва Отче; то иногда говорит за нас, по сказанному: "не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас" (Мф. 10:20).

Еще же Дух, относительно к разделению даров, представляется и как целое и в частях. Ибо все мы – члены в рассуждении друг друга, имеем же различные дарования по данной нам Божией благодати. Потому "не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны" (1Кор. 12:21). Но все члены, как в совокупности составляют тело Христово в единении Духа, так взаимно друг другу доставляют необходимую пользу своими дарованиями; потому что Бог поместил члены в теле, и каждый из них, как Ему было угодно – члены об одном и том же заботятся друг для друга, по духовному общению врожденной им сострадательности. Потому, "страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены" (1Кор. 12:26). И как части в целом, так мы, каждый отдельно взятый в Духе; потому что все в едином теле крещены в единого Духа.

Хотя странно сказать, однако же тем не менее истинно, что Дух нередко называется как бы местом освящаемых. И такой ……… речи, как окажется, не унижает, а еще более прославляет Духа; потому что Писание, для сности, нередко переносит на духовные понятия и то, что в именах есть чувственного. Поэтому примечаем, что псалмопевец говорит и о Боге: "будь мне каменною твердынею, домом прибежища (………………………………), чтобы спасти меня" (Пс. 30:3). О Духе же сказано: "вот место у Меня, стань на этой скале" (Исх. 33:21). Ибо что иное называется здесь местом, как не созерцание в Духе, в котором находясь Моисей мог сознательно видеть явивщешлся ему Бога? Вот то место, которое свойственно истинному богопоклонению. Ибо сказано: "берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь" (Втор. 12:13-14). Поэтому, какое есть духовное всесожжение? Жертва хвалы (Ис. 49:14). В каком же месте – станем приносить сию жертву, как не в Духе Святом? Где мы научились сему? У Самого Господа, Который говорит: "истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине" (Иоан. 4:23). Сие место Ему Иаков сказал: "Господь присутствует на месте сем" (Быт. 28:16). Посему Дух – воистину место святых. И святый есть собственное место Духа, представляет себя в жилище Духа с Богом, и именуется храмом Его. Как во Христе глаголет Павел; ибо говорит: пред Богом, во Христе глаголем (2Кор. 3:17), и Христос глаголет в Павле, о чем сам он говорит: "вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне" (2Кор. 13:3): так и в Духе глаголет он тайны, и Дух опять глаголет в Нем (1Кор. 14:2).

Посему о Духе говорится, что Он так много частно и многообразно пребывает в тварях. В отношении же к Отцу и Сыну гораздо благочестивее будет сказать, что Он не в Них, но с Ними сопребывает. Ибо о благодати Духа, живущего в достойных и производящего в них Свои действия, прекрасно говорится, что Дух пребывает в приемлющих Его. А когда рассматривается предвечное существование и не прекращающееся пребывание с Сыном и Отцем; тогда требуются именования, показывающие вечное соединение. Ибо собственно и действительно сопребывающими те, которые неотлучно друг с другом вместе. О теплоте говорит, что она пребывает в раскаленном железе, сопребывает же в самом огне. И здравие в теле пребывает, а жизнь в душе сопребывает. Посему, где есть общение собственное, естественное и неотлучное, там выразительнее предлог; с, которым дается понятие о неразлучном общении. А к кому благодать Духа может приближаться, и опять удаляться от него, о том в собственном и действительном смысле говорится, что благодать пребывает в нем, хотя в приявших ее, по причине твердого их расположения к добру, нередко остается она и долгое время. Посему, когда представляем себе собственное достоинство Духа, тогда рассматриваем Его со Отцем и Сыном; и когда разумеем благодать действующую в ее причастниках, тогда говорим, что Дух в нас.

И славословие, приносимое нами в Духе, служит не исповеданием Его достоинства, но сознанием собственной нашей немощи. Сим показываем, что даже и славить не довольны есмы от себе, но довольство наше (2Кор. 3:5) в Духе Святом, в Котором почерпнув силу, за оказанные нам благодеяния воздаем благодарение Богу нашему, по мере нашей чистоты от греха, поколику больше или меньше друг друга получаем немощи от Духа к приношению жертв Хвалы Богу. Посему так одиноким образом благочестиво совершаем благодарие и Духе; хотя и то не безтрудно, чтобы кто-нибудь сам о себе мог засвидетельствовать, Дух Божий во мне, и Его благодатию умудренной воздаю славу. Ибо Павлу приличны слова: "думаю, и я имею Духа Божия" (1Кор. 7:40). И еще: "храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас" (2Тим. 1:14). И о Данииле можно было сказать, что в нем Дух Божий Святый (Дан. 5:11), и еще о том, кто им подобен добродетелью.

Но вот и другой смысл, которого также нельзя отрицать. Как в Сыне видим для нас Отец, так в Духе Сын. Посему поклонение в Духе указывает на действование нашего ума, совершаемое как бы во свете, что можешь уразуметь из сказанного Самарянке. Ибо жженую сею, которая, по местному обычаю страны, думала, что поклонение определяется местом, Господь наш научая, сказал, что в "будут поклоняться Отцу в духе и истине" (Иоан. 4:23), очевидно под истиною разумея Себя. Посему, как говорим, что есть поклонение в Сыне, как в образе Бога и Отца, так есть поклонение и в Духе, так как Он в Себе показывает Божество Господа.

Поэтому Дух Святой и в поклонении не отлучен от Отца и Сына. Ибо, если ты вне Духа, то никоим образом не можешь поклоняться, а если ты в Духе, то никоим образом не будешь отлучать Его от Бога, как и от видимых вещей не станешь отделять света. Но возможно иначе видит Образ Бога невидимого, как только в озарении Духа. И кто устремляет взор на образ, тому нельзя отлучить свет от образа. Ибо служащее причиною видения, по необходимости, бывает видим вместе с видимыми чрез него предметами. Поэтому, при озарении только Духа, собственно и надлежащим образом видим сияние славы Божией, а посредством Образа возводимся к той славе, которой Он есть образ и разнообразная печать.

(К Амфилохию О Св. Духе, гл. XXYIII; т. III (Москва, 1846), стр. 325-331)



Он один достойно прославляет Господа. Ибо Господь сказал: "Он прославит Меня" (Иоан. 16:14), не как тварь, но как Дух истины, ясно показывающий в Себе истину, и как Дух премудрости, в величии Своем открывающий Христа, Божию Силу и Божию Премудрость. А как Утешитель, Он показывает в Себе благость пославшего Его Утешителя, и в достоинстве Своем являет величие Того, от Кого исшел. Посему есть слава какая-то естественная, как слава солнца – свет; и есть слава какая-то внешняя, рассудительно воздаваемая достойным, по свободному произволению. Но и сия опять двояка. Ибо сказано: "сын чтит отца и раб - господина своего" (Малах. 1:6). Итак одна из них, рабская, воздается тварью; а другая, скажу так, домашняя (…………….), совершается Духом. Ибо Господь, как о Себе сказал: "Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить" (Иоан. 17:4), так и об Утешителе говорит: "Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам" (Иоан. 16:14). И как прославляется Сын Отцем, Который говорит: " и прославил и еще прославлю" (Иоан. 12:28); так прославляется Дух, по причине общения с Отцем и Сыном, и по свидетельству Единородного, Который говорит: "всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам" (Мф. 12:31).

Но как скоро, при содействии просвещающей силы, устремляем взор на красоту Образа Бога невидимого, и чрез нее возводимся к превосходящему всякую красоту созерцанию Первообраза; неотлучно соприсутствует при сем Дух видения, Который любозрителям истины в Себе Самом подает тайнозрительную силу к созерцанию Образа, и не вне Себя показывает Его, но в Себе Самом вводит в познание. Ибо как "Отца не знает никто, кроме Сына" (Мф. 11:27); так "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (……………. – 1Кор. 12:3). Ибо не сказано: Духом (……..), но: в Духе (………..). И: "Бог есть дух", "и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Иоан. 4:24); как написано: "во свете Твоем", то есть, в просвещении Духа, "мы видим свет" (Пс. 35:10), - "Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Иоан. 1:9). Посему Дух в Себе показывает славу Единородного, и в Себе сообщает истинным поклонникам видение Бога. Поэтому путь боговидения – от единого Духа, чрез Единородного Сына, к единому Отцу. И обратно, естественная благодать, и естественная святыня и царское достоинство от Отца, чрез Единородного, простираются на Духа.

(К Амфилохию О Св. Духе, гл. XYIII; т. III (Москва, 1846), стр. 301-303)



Да утешается всякая душа, идущая видения о божественном, если у нее такое око, что может искать сего и видеть невидимое для чувства, и если, ища сего, может, по Писанию, обитать у Самого Искомого. Ибо написано: "аще ищеши, или, и у Мене обитай" (Ис. 21:12). Обитает же, когда ищет с верою. Ибо, хотя случится и не найти, не удаляется от обитания в вере в Искомого, но говорит с бл.Давидом: "дивно для меня ведение [Твое], - высоко, не могу постигнуть его" (Пс. 138:6); и с отцем бесновавшегося в новолунии: "верую, Господи! помоги моему неверию" (Мк. 9:24 и Мф. 17:15). Итак с сею целью будем в вере искать познание об естестве Святого Духа, ища видения у Самого Искомого. Ибо Дух есть нами искомое, и Он же Сам подает о Себе видение.

(Против Евномия, кн. Y, О Св.Духе; т. III, стр. 225-226)



Но что касается до способа подаяния, и до того, как Дух бывает во всех, и в каждом отдельно, да рассматривает сие ум, который достоин такого рассмотрения, и освободился от еретического обольщения, и от жен, чарующих других. Да приступает же в безмолвном состоянии, а безмолвными да будут не только облежащее его тело и телесное волнение, но и все окружающее, небо, земля, море, и все разумные на них существа. И да представляет Себе, что все исполнено Духом, что Дух отовсюду в них внедряется, как бы втекая, вливаясь, проникая и просеивая. Ибо "Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово" (Прем.Сол. 1:7). Просиявает же во всех достойных. Ибо как солнечные лучи делают облако светлым и блистательным, производя в нем златовидность; так и Дух Святой, вшедши в тело человека, как даровал ему жизнь, даровал бессмертие, даровал святыню, так воздвиг, когда оно пало. И человек, который дотоле был земля и пепел, по вселении в него Духа, приял достоинство пророка, апостола, ангела Божия.

(Против Евномия, кн. Y, О Св.Духе; т.III, стр. 226-227)