Повесть о нашествии папистов на Святую гору Афонскую E-mail
16.05.2010 15:47

Въ царствованіе греческаго царя Михаила Палеолога, латиняне, имея большое войско, завоевали у грековъ много городовъ и селъ. Въ тоже время болгары взимали дань съ греческой имперіи, и не жили въ мире съ греками изъ за разныхъ спорныхъ вопросовъ. Находясь въ критическомъ положеніи, греки обещали удовлетворить всемъ требованіямъ болгаръ, только бы те имъ помогли противъ латинянъ. Царь болгарскій Кало-Іоаннъ пришелъ на помощь грекамъ, овладелъ Фригіей и освободилъ грековъ отъ латинянъ. Эту победу оба царя отпраздновали съ великимъ торжествомъ. После этого греческій императоръ, не желая удовлетворить требованіямъ болгарскаго царя, посягнулъ на его жизнь, но Кало-Іоаннъ избегнулъ отъ всехъ козней Палеолога и ушелъ въ свою землю. Усмиривъ случившееся тогда въ его царстве возстаніе, Іоаннъ ожидалъ благопріятнаго случая отмстить коварному и беззаконному царю Палеологу. Улучивъ время, онъ вторгнулся съ большимъ войскомъ въ пределы греческой имперіи, разорилъ немало городовъ, жителей увелъ въ пленъ и опустошилъ области: Пропонтиду, Фракію, Македонію, Фессалію, Елладу даже до Пелопонеса. Греческая имперія находилась тогда въ жалкомъ состояніи. Теснимый со всехъ сторонъ, Михаилъ Палеологъ отправилъ пословъ въ Италію (къ папе) съ замечательными письмами, которыя, между прочимъ, гласили: «во всемъ, сделанномъ вамъ болгарами, мы невиновны, поелику все это было сделано ими произвольно; да и мы находимся въ страхе отъ нихъ. Следуя римской церкви, мы и прежде не отказывались веровать, исповедывать и мыслить такъ, какъ и вы. Просимъ васъ, пріидите на помощь къ намъ, единомыслящимъ съ вами, такъ какъ мы погибаемъ отъ этихъ мерзкихъ варваровъ — болгаръ. Если не поспешите къ намъ на помощь и не заступитесь, то имя наше истребится на земле, вы же будете наказаны отъ Вседержителя Бога за нашу погибель». Когда послы достигли Италіи, все западные государи-католики ополчились и решились идти въ Константинополь не столько на помощь, сколько на погибель «единомыслящему съ ними» Михаилу Палеологу. На пути въ Константинополь они устремились на Афонскую гору, названную Святой, и стали преследовать находящихся на ней.

Прежде всего они пришли въ Лавру св. Афанасія и предложили находящимся въ обители инокамъ присоединиться къ ихъ вере и войти въ общеніе съ ними. Монахи, испугавшись и ложно толкуя Апостольское изреченіе: дадите место гневу, согласились чрезъ одного изъ отлученныхъ священниковъ присоединиться къ нимъ, чемъ и освободили обитель. Впоследствіи они были обличены Богомъ и наказаны. Но мы, не желая укорять обители, умолчимъ объ этомъ. Латиняне же пошли въ Иверскую Лавру и просили находящихся въ ней иноковъ соединиться съ ними. Но иноки этой обители не соизволили на это и, обличивши нечестивцевъ, предали ихъ проклятію, по Апостолу, за нововведенія. Беззаконные же, услышавъ это, пришли въ ярость, вывели всехъ съ безчестіемъ изъ обители и, посадивъ старейшихъ на монастырскій корабль, вместе съ нимъ потопили ихъ. Такъ эти блаженные иноки, за неповиновеніе беззаконникамъ, приняли венецъ исповеданія и мученичества. Более же молодыхъ иноковъ, родомъ иверянъ (т. е. грузинъ), вместе съ монастырскимъ имуществомъ они, достойные іудовой участи и подобные ему нравомъ, — отослали въ пленъ въ Италію, где совлекли съ нихъ иноческую одежду и продали іудеямъ.

Уйдя изъ Иверской лавры, латиняне пришли къ Ватопедской обители. Въ ней они нашли только больныхъ и престарелыхъ, которые, будучи спрошены ими о прочихъ инокахъ, отвечали: «въ дебрехъ и чащахъ укрываются, чтобы сохранить веру и не оскверниться съ богомерзкими». Умертвивъ этихъ святыхъ исповедниковъ, латиняне тотчасъ устремились въ окрестности монастыря и, найдя настоятеля и остальныхъ иноковъ, ласково убеждали сделаться единомысленными съ ними. Но настоятель сказалъ имъ: «лучше Христу угодить, чемъ антихристу»; они же спросили: «разве мы не Христовы, а антихристовы?» Святый отвечалъ: «да, потому что всякій, сопротивляющійся Евангелію Христову, есть антихристъ, и ныне онъ-то и помогаетъ вамъ. Какое можетъ быть отношеніе света къ тьме? во векъ мы не присоединимся къ ней». Духоборцы, слыша все это, затыкали свои уши и не только не убедились въ истине православной веры, но даже простерли свои беззаконныя руки на хранителей закона и повесили всехъ ихъ на томъ месте, где нашли. Съ техъ поръ и поныне это место называется «Фурковуни», т. е. виселичная гора.

Затемъ латиняне перешли на другую сторону горы и достигли обители св. Великомученика Георгія, именуемой Зографъ. Иноки этой обители были наставляемы въ это время преподобнейшимъ игуменомъ Фомою, который несколькими днями раньше узналъ, какъ о нашествіи на Святую гору мерзкихъ еретиковъ, такъ и объ имеющихъ быть отъ этого нашествія несчастіяхъ, изъ следующаго чудеснаго происшествія. — Одинъ добродетельный старецъ жилъ въ винограднике выше сказанной обители на разстояніи получаса ходу отъ нея, по направленію къ юго-западу. Этотъ старецъ имелъ у себя для келейныхъ молитвъ икону Пресвятыя Богородицы, предъ которою, совершая ежедневное кажденіе, читалъ акафистъ (называемый греками «херетизмы», отъ чего и место это называется «Херово»). И вотъ, когда богомерзкіе римляне напали на Святую гору съ злодейскою целію и уже вышли изъ кораблей на берегъ, — этотъ богоугодный старецъ, стоя на обычной молитве предъ иконою Пресвятыя Богородицы и произнося: «радуйся», услышалъ отъ святой иконы следующее: «радуйся и ты, старче! поскорее беги отсюда, чтобы не постигло тебя несчастіе. Возвести братіямъ обители, чтобы заперлись, потому что богопротивные римляне напали на это Мною избранное место и уже находятся близко». Старецъ же, упавъ предъ иконою Богоматери на землю, сказалъ Ей: «какъ я могу, Владычице, оставить здесь Тебя мою Заступницу?» На это голосъ отъ иконы отвечалъ ему: «не заботься обо Мне, но иди поскорей». Когда онъ пошелъ къ монастырю возвестить слышанное имъ, тотчасъ двинулась съ своего места неисповедимою силою и неизвестнымъ образомъ св. икона и, обогнавъ старца, прежде пришла въ монастырь и стала надъ монастырскими воротами. Старецъ, пришедши въ монастырь и увидевъ св. икону надъ монастырскими воротами, ужаснулся и разсказалъ всемъ о бывшемъ ему откровеніи. Иноки, увидя икону Пресвятыя Богородицы и услышавъ о такомъ преславномъ чуде, прославили Бога и Его Пресвятую Матерь.

Игуменъ, узнавъ изъ этого откровенія объ ожидающемъ ихъ несчастіи, началъ учить своихъ иноковъ, чтобы они были тверды и не боялись, говоря: «отцы и братія! которые Духомъ Божіимъ водятся, те сыны Божіи. Поелику вы не приняли духа рабства въ боязнь, но приняли Духа сыноположенія. Если мы чада, то и наследники, наследники Бога, сонаследники Христа; если за Него пострадаемъ, то и прославимся съ Нимъ, ибо уповаю, что нынешнія временныя страданія ничего не сто́ятъ въ сравненіи съ тою славою, которая откроется въ насъ. — Это же, согласно съ Апостоломъ, и я говорю вамъ: которые изъ васъ неустрашимы и готовы къ мученичеству, те пусть остаются со мною въ обители; те же изъ васъ, которые боятся мученія, пусть возьмутъ церковные сосуды и удалятся съ ними, пока не пройдетъ гневъ еретиковъ, чтобы не впасть въ грехъ хулы чрезъ отреченіе отъ своей веры». Итакъ, те, которые боялись мукъ, скрылись въ дебряхъ, пещерахъ и ущельяхъ горъ. Святый же игуменъ съ прочими иноками вошелъ въ «пиргъ» (башню) не изъ боязни, но чтобы воспользоваться временемъ для обличенія беззаконной ереси. Мучители, окруживъ со всехъ сторонъ обитель, стали кричать находящимся въ пирге: «отворите намъ, отворите!» Но преподобный сказалъ имъ: «мы не знаемъ васъ — откуда вы». Мучители ответили: «мы — Христовы рабы и пришли обратить соблазненныхъ на путь истинный». Святой же опять сказалъ: «отступите отъ насъ делающіе беззаконія, потому что Апостолъ говоритъ: если бы и Ангелъ съ неба сталъ благовествовать вамъ не то, что мы благовестили вамъ, да будетъ анафема. Кто другаго учителя ищетъ? — никто, кроме техъ, которые явно безумствуютъ. Вы скажи́те намъ о своемъ ученіи и, если оно будетъ отъ Бога, мы присоединимся къ вамъ и примемъ васъ, какъ братію; если же не отъ Бога, — то уходите отъ насъ». Тогда еретики отвечали: «Мы отъ Бога, и въ Господа Іисуса Христа веруемъ и святое Евангеліе Его учимъ; посланы же мы отъ блаженнейшаго папы римскаго, который есть глава церкви, сказать вамъ безумнымъ непонятное для васъ, чтобы вы поумнели и поняли уставы церковные и верно читали въ св. Символе, т. е. въ «Верую во единаго Бога Отца».., что Пресвятый Духъ исходитъ отъ Отца и Сына, и на св. проскомидіи приносили пресный, а не квасный хлебъ, чтобы священники ваши брили бороды, дабы и этимъ не согрешали въ службе Божіей, такъ какъ они — женихи церкви [2]. Если все это исполните, то получите отъ Вседержителя очищеніе, и мы ради вашего покаянія умилосердимся, если же нетъ, то безпощадно погубимъ васъ, чтобы вы не занимали напрасно места на земле». Это и многое другое въ этомъ роде говорили еретики. Преподобные же ответили имъ следующее:

«Мы хотимъ найти истину и не обращаемъ вниманія на ваши соблазны и безуміе, поелику не боимся и не страшимся вашихъ угрозъ, потому что написано, что бояться нужно одного Бога, а человека нечего страшиться, и смело говоримъ: никого нетъ противъ насъ, если съ нами Богъ, Который праведенъ и правду возлюбилъ. Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ св. Евангеліи говоритъ: когда придетъ Утешитель, Котораго Я пошлю вамъ отъ Отца, Духъ истины, Который отъ Отца исходитъ, тотъ будетъ свидетельствовать о Мне (Іоан. 15, 26); и опять: и Я упрошу Отца и другаго Утешителя дастъ вамъ, чтобы былъ съ вами во веки Духъ истины; и еще: это сказалъ Я вамъ, находясь съ вами; Утешитель же Духъ Святый, Котораго пошлетъ Отецъ во имя Мое, научитъ васъ всему и напомнитъ вамъ, о чемъ Я говорилъ (Іоан. 14, 25. 26).

Эти слова преподобные повторяли несколько разъ для доказательства истины и чтобы заградить уста темъ, которые говорятъ, что Духъ Святый исходитъ «и отъ Сына». Ко всему этому преподобные присоединили еще и следующее: «Если же и этому не верите, духоборцы, то научитесь у Крестителя и Предтечи Іоанна, который виделъ Святаго Духа, сходящаго въ виде голубя съ неба и пребывающаго на Сыне; видите, что отъ Отца только Духъ исходитъ. Это ученіе содержитъ наша мать — св. вселенская и апостольская Церковь и напаяетъ всехъ своихъ чадъ темъ, что истекаетъ не изъ Эдема, а изъ Божественныхъ устъ Христа, сказавшаго следующее: возвестите Евангеліе всякой твари; и кто имеетъ веру и крестится, будетъ спасенъ, а кто не имеетъ веры, будетъ осужденъ, и еще: ради этого говорю вамъ, всякій грехъ и хула простятся людямъ, а хула на Духа не простится; и если кто скажетъ слово на Сына человеческаго, простится ему, а кто скажетъ на Духа Святаго, не простится ему ни въ сей векъ, ни въ будущій. Поелику Святымъ Духомъ все Пророки, Апостолы и Учители, будучи научены проповеди, крестили и научили православной вере въ разныхъ концахъ вселенной и передали правовернымъ признавать четырехъ Евангелистовъ: Матфея, Марка, Луку и Іоанна. Кто же присоединяетъ 5-го евангелиста, тотъ да будет проклятъ. «Кто соблазняетъ одного изъ братій, говоритъ Спаситель, достоинъ мученія», а кто всю вселенную соблазняетъ, какъ вы, какое оправданіе тотъ найдетъ, чтобы избежать достойнаго мученія? Который изъ 7-ми богоизбранныхъ соборовъ [3] говоритъ, что Духъ Святый исходитъ отъ Отца и Сына, или который изъ нихъ постановилъ правиломъ, чтобы мы приносили опресноки и стригли волосы на бороде, какъ вы утверждаете? Будучи исполненъ 7 лукавыхъ духовъ другихъ (въ противоположность 7-ми соборамъ), въ какого Христа ты учишь веровать, духоборецъ, и преподаешь не Евангельское, а антихристово ученіе. Но 5-го Евангелиста мы не находимъ, кроме Магомета Сарацинскаго, предтечи антихриста, который раньше вашей гибельной ереси произвелъ плевелы. А что касается вашихъ опресночныхъ мертвыхъ жертвъ, то это іудейскій обычай. Но вы скажете: разве Христосъ не елъ пасхи, будучи опоясанъ и держа посохъ въ рукахъ по писанію [4]? Да, скажемъ мы, Онъ елъ пасху, но упразднилъ ее, какъ обрезаніе и многое другое, и потомъ, сидя съ 12-ю учениками, установилъ Свою пасху. Во время вечери Онъ, взявши хлебъ и благословивъ, преломилъ и далъ Своимъ ученикамъ, говоря: пріимите, ядите, сіе есть тело Мое и проч. Вотъ истинное таинство. Сказано: взялъ хлебъ, т. е. квасный, а не пресный, какъ вы противозаконно делаете и служите, и держитесь Аполинаріевой ереси. Брить же волосы на бороде мы не научились ни изъ Ветхаго Завета, ни изъ Новаго, потому что въ Ветхомъ Завете отъ первосозданнаго человека, праведниковъ и пророковъ и до Самаго Господа нашего Іисуса Христа нетъ объ этомъ никакого постановленія: въ Новомъ же ни Самъ Христосъ, ни Апостолы объ этомъ ничего не говорили, а также ни однимъ изъ св. соборовъ не было постановлено, ни правилами указано, чтó можно видеть и слепому. Тебе же, окаянныя духоборецъ, лучше бы не браду, а языкъ отрезать, чтобы онъ не изрекалъ хулы и соблазна и не приводилъ бы другихъ вместе съ тобою къ погибели; лучше пусть сгніетъ худой членъ, дабы не повредилъ хорошихъ. Не вредятъ волосы на бороде, но то, что исходитъ извнутри и изъ лукаваго сердца, а именно: злые помыслы, убійства, прелюбодеянія, воровство, лжесвидетельство и хулы, находящіеся въ вашемъ помраченномъ уме, — это, а не волосы на бороде, оскверняетъ всякаго человека, а темъ более священника.

Жениховъ церкви не много, а Единъ, Который придетъ въ полуночи судить живыхъ и мертвыхъ: живыхъ — православныхъ, мертвыхъ — еретиковъ, каждаго по его деламъ. Просимъ однако васъ, други, познайте истинную православную веру, которая есть жизнь и просвещеніе нашихъ душъ и следуйте ей такъ, какъ св. Отцы и священные Соборы, принявъ эту веру отъ св. Апостоловъ, намъ передали и узаконили въ св. Символе, присовокупивъ: «если кто отниметъ или приложитъ къ нему, да будетъ проклятъ». А отъ этого греха (нарушенія Символа) никто не можетъ разрешить преступниковъ и освободить отъ приготовленныхъ имъ мученій. Послушайте, возлюбленные, и перейдите отъ зла къ добру, дабы не подвергнуть своихъ душъ мукамъ вечнымъ.

Но для беззаконныхъ католиковъ эти слова блаженныхъ мужей были такъ же непріятны, какъ для волковъ камни изъ пращи; они бросились къ нимъ и зажгли со всехъ сторонъ св. обитель. Причиной всехъ этихъ несчастій былъ нарушитель закона нечестивый Палеологъ, новый этотъ Навуходоносоръ. Преподобные и Богоносные Отцы наши, подобно тремъ отрокамъ окруженные пламенемъ, стоя на башне (пирге), возсылали молитвы ко Христу, говоря: «Владыко, Господи Іисусе Христе Боже нашъ, Единородный Сыне и Слове Божій, давый Себе яко Агнца непорочнаго на закланіе за родъ человеческій! Ты, Господи, изліявый пречестную кровь Свою ради церкви Твоея и рекій, яко врата адова не одолеютъ ей, сохрани церковь Твою отъ волковъ губящихъ ю. Умножи, Господи, достояніе Твое по всей вселенней отъ конецъ и до последнихъ земли; ересь сію низложи силою Пресвятаго Твоего Духа; Жребій Пречистыя Твоея Матери соблюди непреклоненъ и нерушимъ во веки; пребывающія же въ немъ освяти и прослави съ Тобою, милующія ихъ помилуй; кровы святыхъ Твоихъ воздвигни во славу Твою и въ память нашу; и сію молитву отъ устъ нашихъ пріими, яко кадило благоуханія, и призри на ны, якоже призрелъ еси на жертву Авраамову и на всесожженіе Іеффаево, и воспріими ны, яко благъ и человеколюбецъ». По окончаніи молитвы былъ свыше голосъ: Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небеси.

Мучители, услышавъ этотъ внезапный голосъ, ужаснулись, но мракъ, лежащій на ихъ умственныхъ очахъ, помешалъ имъ понять случившееся, такъ какъ Духъ Святый, Котораго они хулили, не пришелъ разогнать этотъ мракъ. Блаженные отцы предали души свои въ руки Божіи, умерли отъ огня въ 1276 году по Рождестве Христове, а по греческой рукописи, находящейся въ Протате [5], въ Иверской и Ватопедской обителяхъ 10 октября 1280 года. Всехъ святыхъ числомъ было 26, изъ нихъ монаховъ было 22 и 4 мірянина. Имена последнихъ нигде не записаны, имена же монаховъ следующія: Фома, Варсанофій, Кириллъ, Михей, Симонъ, Иларіонъ, Іаковъ, Іовъ, Кипріанъ, Савва, Іаковъ, Мартиніанъ, Косма, Сергій, Мина, Іосифъ, Іоанникій, Павелъ, Антоній, Евфимій, Дометіанъ и Парфеній. Изъ нихъ первый, т. е. Фома, былъ, какъ сказано выше, игуменомъ и велъ главнымъ образомъ споръ съ богомерзкими латинянами, последній же, т. е. Парфеній — экклессіархомъ, который былъ снесенъ огненнымъ пламенемъ съ башни на землю и не тотчасъ умеръ, но проживши еще 30 дней и разсказавши о всемъ происшедшемъ скрывшимся на время и теперь возвратившимся братіямъ. Онъ предалъ душу свою въ руки Божіи въ 10 день ноября, получивъ венецъ мученическій съ прежде пострадавшими братіями.

После этого беззаконные латиняне разсеялись по всей Святой горе, и не скрылись отъ нихъ ни обитель, ни башня, ни келлія и никакое другое монашеское жилище, но все было разрушено, или предано огню, а имущество разграблено. Протатомъ они не въ состояніи были тотчасъ овладеть и, сделавъ несколько попытокъ, должны были съ большимъ ущербомъ для себя отступить на время. После же, нечаянно напавъ на стражу, взяли и Протатъ, при чемъ было ужасное кровопролитіе. Но враги победили многочисленностію и все разрушили и сожгли, не оставивъ никого въ живыхъ. Всепреподобнейшаго же Прота, после многихъ истязаній, повесили предъ Протатомъ по направленію къ морю, на месте называемомъ «Халкосъ».

Отсюда беззаконные латиняне перешли на другую сторону горы — на югъ, где встретили ихъ иноки изъ Ксиропотамской обители съ ветвями въ рукахъ и приветствовали ихъ следующими словами: «да будетъ миръ Христовъ съ вами!» — Те отвечали: «есть и будетъ!» И тотчасъ вместе съ иноками вошли въ обитель и подарили монастырю часть награбленныхъ богатствъ, назвавши себя ктиторами этой обители. Монахи (о какой соблазнъ!) соединяются съ еретиками, но Богъ призираетъ съ неба на преступниковъ и, во время молитвы при возгласе «о архіепископе нашемъ, иже въ Риме и о благочестивомъ царе», потрясаетъ землю и то место, где стояли недостойные, такъ что стены монастырскія съ находящимися въ нихъ зданіями распались на подобіе іерихонскихъ стенъ при Іисусе Навине. Только одна часть стены, и та наклоненная, осталась для доказательства совершившагося последующимъ поколеніямъ. Жертвой этого землетрясенія были многіе изъ латинянъ, которые были убиты павшими стенами. Изъ оставшихся же въ живыхъ одни, видя такое знаменательное чудо, со страхомъ и стыдомъ удалились на свои суда, а другіе изъ нихъ покаялись, остались въ горахъ и сделались хорошими иноками. Пристыженные Богомъ, иноки выше сказанной обители, сознавъ свое преступленіе, горько рыдали и, какъ птицы безъ гнездъ, бродили по горамъ, не имея, где и голову склонить, поелику обитель была разрушена за ихъ преступленіе. Вместе съ темъ прекратилось, прежде бывшее въ этой обители, чудо въ честь и славу 40 мучениковъ. Чудо это следующее:

Когда былъ устроенъ и прилично украшенъ храмъ приснопоминаемымъ и блаженнымъ царемъ Романомъ, призванъ былъ святитель для освященія его. Во время освященія, когда архіерей произнесъ: «во имя св. 40 мучениковъ», тогда, о чудо! у подножія св. жертвенника выросло большое растеніе «губа» съ стеблями и головами, въ виде яблокъ числомъ 40, соответственно 40 мученикамъ. Эта губа, поднявшись въ гору, обвилась вокругъ престола. За такое преславное чудо все возсылали славу Богу и Его св. 40 мученикамъ. Все больные, находящіеся тогда въ обители, исцелились, вкушая отъ этого растенія. Известіе объ этомъ чуде распространилось по всей вселенной. Больные, приходящіе за исцеленіемъ, получали его, а те изъ нихъ, которые не могли придти, присылали дары въ обитель, и имъ отсылалась частица отъ этого Богомъ дарованнаго растенія, съедая которое, они получали исцеленіе. Отъ множества народа это растеніе все было истребляемо въ теченіе года, но въ честь и славу 40 мучениковъ, оно опять выростало въ 9-й день марта, когда св. Церковь празднуетъ память ихъ. Чудо этого благодатнаго растенія превосходило чудо овчей купели. Та (купель) исцеляла одного только входящаго въ нее, а это растеніе исцеляло всехъ и везде, кто только вкушалъ отъ него. Таково и столь благодетельно было это чудо. Но издревле ненавидящему добро и врагу христіанскаго православнаго рода — діаволу прискорбно было видеть это чудо, и онъ сталъ злоумышлять, пока не привелъ въ исполненіе свое злое намереніе. Онъ увлекъ окаянныхъ иноковъ соединиться съ духоборцами, изъ-за которыхъ и чудо прекратилось. Такъ Богъ наказываетъ техъ, кто ненавидитъ истину. Этимъ-то беззаконные духоборцы и опресночники воздали богомерзкимъ инокамъ за соединеніе ихъ съ ними, потому что всякая жертва нечестивыхъ непріятна Богу. Если они думаютъ, что будутъ въ числе избранныхъ, то Богъ доказываетъ имъ противное, чтобы эти беззаконники не превозносились, но посрамились ныне, какъ и во второе пришествіе Христово. Православные же, если и страдаютъ въ нынешнемъ веке, то надеются воспріять отъ Мздовоздаятеля Христа уготованныя блага, что действительно и будетъ.

Беззаконный царь Палеологъ, хотя и намеревался придти на Святую гору и уничтожить на ней православіе, но не успелъ ничего въ этомъ, потому что царствованіе его скоро прекратилось. Иноки, скрывшіеся отъ страха предъ духоборцами, выходили изъ своихъ убежищъ, и всякій приходилъ на свое прежнее место, но, находя свои жилища сожженными и разрушенными, а сожителей убитыми, горько плакали. Тогда Афонская гора, подобно Рахили, рыдала о детяхъ своихъ. Да и кто бы, смотря на все тогда бывшее, не заплакалъ? До небесъ доходилъ вопль и рыданіе плачущихъ, которые вместе съ Давидомъ произносили следующее: «Боже, пришли иноплеменники (иноверцы) на место, принадлежащее Пречистой Твоей Матери и осквернили Твои святые храмы, положили трупы рабовъ Твоихъ на пищу птицамъ и зверямъ, пролили кровь ихъ, какъ воду, вокругъ жилищъ ихъ, и не было кому погребать. Пролей гневъ Твой на людей, хулящихъ Тебя, и на государства, отступившія отъ православной веры. Пусть скоро посетятъ насъ щедроты Твои, Господи, поелику мы очень обнищали; помоги намъ, Боже, Спасителю нашъ, ради славы Твоего имени, Господи, избави насъ и ради Своего имени очисти грехи наши, чтобы не сказали когда нибудь иноверцы: где Богъ ихъ? и чтобы предъ нашими глазами постигла иноверцевъ кара за пролитую ими кровь рабовъ Твоихъ. Мы же, Твои рабы, будемъ исповедывать Тебя, Боже, во векъ и передавать изъ рода въ родъ славныя исповеданія и преданія нашихъ отцевъ». Такъ плача и горько рыдая, погребали по всей Святой горе святыхъ, где кого находили.

Память пострадавшихъ тогда преподобномучениковъ празднуется вместе со всеми святыми, подвизавшимися на Святой горе, — въ неделю, следующую по неделе Всехъ Святыхъ. Но празднуетея и отдельно память преподобномучениковъ иверскихъ — въ Ивере [6], ватопедскихъ — въ Ватопеде [7], посему справедливо и прилично, чтобы память и нашихъ преподобномучениковъ была празднуема въ нашей обители отдельно (говоритъ авторъ этой повести — инокъ Зографской обители). Ибо, если память одного преподобнаго отца нашего Космы, и жившаго после нихъ, — празднуется надлежащимъ образомъ, то темъ более следуетъ праздновать память многихъ и жившихъ раньше его. И если на Синае и въ Лавре св. Саввы Церковь празднуетъ память св. отцевъ, пострадавшихъ не по собственной воле и не за православіе, а отъ сарацинъ, то темъ более прилично особо праздновать въ нашей обители память нашихъ св. отцевъ, пострадавшихъ отъ еретиковъ латинянъ по собственному изволенію и за православіе. Это и сами братія обители нашей издавна чувствовали и этого желали, да и не могли не желать этого, умильно смотря на оставшіяся частицы сожженныхъ костей ихъ, целуя эти останки, ежедневно проходя мимо пирга, на которомъ эти св. отцы наши, какъ на жертвеннике, принесли себя на всесожженіе ради исповеданія и защиты православныхъ догматовъ св. восточной Церкви нашей и, наконецъ, по временамъ обоняя неизреченное благоуханіе, исходящее отъ места, где они были сожжены. Ради всего этого все братія, говорю, издревле желали, чтобы память этихъ святыхъ была празднуема въ нашей обители, и желаніе ихъ исполнилось. Когда волею Божіею, сверхъ всякаго ожиданія, наша обитель преобразовалась изъ идіорифма въ общежительную, тогда началось празднованіе памяти этихъ святыхъ, сообразно съ желаніемъ ихъ, которое они высказали въ молитве ко Господу, при последнемъ издыханіи въ пламени: «воздвигни, Господи, жилища святыхъ Твоихъ въ славу Твою и нашу память».

Припадемъ съ сокрушеннымъ сердцемъ къ теплымъ предстателямъ и заступникамъ нашимъ, сего дня празднуемымъ нами, 26 преподобномученикамъ и обратимся умильно къ нимъ съ следующею молитвою: «О святые и блаженные отцы наши, вы, иже отъ великія любве къ намъ недостойнымъ чадомъ вашимъ, и въ пламени сгораемы, не забываете насъ, но теплыя молитвы возсылаете къ Богу о нашемъ и милующихъ насъ спасеніи, освященіи, прославленіи и о благосостояніи сея святыя обители вашея; вы и ныне, — предстояще престолу Творца всея твари, Господа и Бога нашего Іисуса Христа, и наслаждающеся неизреченныя Его славы, красоты и лицезренія, — помяните насъ чадъ вашихъ, память вашу творящихъ, и умолите неизреченную Его благость, да умилосердится надъ слабостью и окаянствомъ нашимъ, да презритъ вся вольныя и невольныя грехи наши, да вселитъ въ насъ божественный страхъ Свой, и укрепит насъ Своею благодатію въ исполненіи иноческихъ нашихъ обеовъ и въ твореніи святыхъ и животворящихъ Его заповедей и повеленій, да утолитъ праведный Свой гневъ, на ны движимый; да разсеетъ покрывающій обитель нашу темный и мрачный облакъ скорбей; да покрыетъ, заступитъ и избавитъ насъ, въ ней живущихъ, и вся повсюду православныя христіаны отъ всехъ видимыхъ и невидимыхъ враговъ, отъ всякихъ золъ, бедъ и напастей нашедшихъ, чаемыхъ и нечаемыхъ; да сохранитъ ны въ мире и тишине и безмятежіи; да даруетъ намъ всякое довольство и изобиліе, яко да теплыми молитвами вашими и сильнымъ предстательствомъ вашимъ и заступленіемъ покрываеми и избавляеми отъ всякихъ бедъ и искушеній, въ мире и тишине и довольстве, преизобилующе во всякомъ деле блазе, светло празднуемъ летнюю память вашу, славяще прославившаго васъ Господа вечною славою, еяже и мы, смиренныя чада ваша, — молимъ, васъ о достоблаженнейшіе отцы наши, — да сподобимся съ вами, въ добромъ покаяніи и благоугождепіи пределъ жизни дошедше. Аще и велико есть прошеніе наше, но надеемся да благость и неизреченное человеколюбіе Того Самаго Господа, Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Емуже буди честь, слава и поклоненіе со безначальнымъ Его Отцемъ и Пресвятымъ и Благимъ и Животворящимъ Его Духомъ, ныне и присно и во веки вековъ. Аминь».

 

Примечанія:

[1] Изъ рукописи зографской на славянскомъ языке. Повесть эта была напечатана въ книге: «Рай мысленный». Изданіе Валдайскаго Иверскаго монастыря (7167 г. окт. 28). И здесь событіе это обозначено 1276-мъ годомъ (см. стр. 19-34), т. е. согласно съ зографскою рукописью. Въ этомъ же виде повесть сія известна была и Барскому (сн. наше изд.: «Второе посещеніе святой Афонской горы Вас. Григ. Барскаго». СПб. 1887. 317-319), однако хронологія этого событія у него показывается неправильно. На русскомъ языке повесть эта напечатана въ «Холмскомъ календаре» за 1886 г. (Кіевъ). О подвигахъ страдальцевъ есть известіе и въ восланіи Прота къ великому князю Василію Васильевичу, писанномъ около 1441 года. О зографскихъ мученикахъ здесь сказано, что они за твердость въ вере задушены огнемъ въ башне «и ныне мощи техъ во освященіе имамы». Посланіе это напечатано въ 3-мъ томе «Летописи занятій Археографической Коммиссіи» (СПб. 1865). Зналъ о семъ предмете и говорилъ въ своей знаменитой «Палинодіи» и Захарія Копыстенскій и многіе другіе писатели (см: «Изученіе Византійской исторіи въ древней Руси» — Фил. Терновскаго, вып. 2-й. Кіевъ, 1876, стр. 221 и дал., «Пахомій Сербъ», — Ив. Некрасова, въ Записк. Новороссійскаго Университета, 1871 г., т. VI, стр. 4, «Апокрисисъ» Христофора Фалалета, Кіевъ, 1870, стр. 396-399, «Святые южныхъ Славянъ» — Филарета архіеп. Черниговскаго, Черниговъ, 1865, отд. 2, стр. 136-286). О нашествіи на Святую гору еретиковъ-латинянъ есть на Афоне сказаніе въ рукописяхъ и на греческомъ языке. Последнее, заимствованное изъ рукописей Московской Синодальной библіотеки было напечатано архамандритомъ Димитравопуломъ въ его книге: «Ἡ ὀρθόδοξος Ἑλλάς» (Leipzig, 1872). Такое же сказаніе на греческомъ языке изъ рукописи XVI века, принадлеж. Синайскому монастырю, напечатано еп. Порфиріемъ въ его «Исторіи Афона» (ч. III, отд. 2, № 6, стр. 634-637). Кроме того, объ этомъ событіи говорится и въ книге: «Σύνοψις τῶν διαφόρων ἱποριῶν» (Ἐνετίησιν, 1806), что будто бы на Святую гору явился со своимъ насиліемъ самъ папа Николай, преемникъ папы Евгенія, при которомъ состоялся известный Флорентійскій соборъ. Здесь передается и самый актъ соединенія церквей, совершившагося на этомъ соборе. Въ числѣ подписей подъ симъ актомъ, есть подпись и какого-то екклисіарха іеромонаха и местоблюстителя великойеЛавры Святой горы. А о Михаиле Палеологе говорится только то, что онъ принялъ латинство (олатинился), и более ничего (см. стр. 399, 484, 534, 535 и 538). Что на Флорентійскомъ соборе были действительно депутаты и отъ святой горы Афонской — см. «Исторія Флорентійскаго собора» (стр. 34, М. 1847).
[2] Снеси: Парвовъ. Папскія буллы по греко-уніатскому вопросу. Спб. 1888. 6, 7 и др.
[3] Семь соборовъ — это вселенскіе, на которыхъ была раскрыта въ главныхъ чертахъ вся суть христіанскаго ученія. Вопросомъ о Святомъ Духе главнымъ образомъ занимался 2-й вселенскій соборъ, хотя и раньше это ученіе было довольно полно раскрыто въ сочиненіахъ св. отцевъ: Афанасія Александрійскаго, Василія Великаго и др.
[4] Т. е. по іудейскому обычаю, по которому употреблялся только пресный хлебъ.
[5] Соборный храмъ всей Святой горы — на Карее.
[6] Маія 13.
[7] Января 4.

 

Источникъ: Афонскій патерикъ или жизнеописаніе святыхъ, на Святой Афонской горе просіявшихъ. Часть II-я. — Изданіе седьмое, исправленное и переработанное, иждименіемъ Русскаго Пантелеимонова монастыря на Афоне. — М.: Типо-Литографія И. Ефимова, 1897. — С. 233-250.

http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=collections.x_0005