Священномученик Исидор Юрьевский, пресвитер (1472 г.) E-mail
16.05.2010 15:54

Во дни правления великого князя московского Иоанна III, православные христиане, жившие под властью немцев, имели в городе Юрьеве ливонском, в русском конце две церкви: святителя Николая Чудотворца и святого великомученика Георгия. Служили в тех церквах два пресвитера, один именем Иоанн, по прозвищу Шестник (то есть «пришелец») из Московской земли, а другой — Исидор. Когда же немцы то ласками, то угрозами начали увлекать в латинство живших в городе православных, тогда священник Иоанн, прослуживши в Юрьеве всего два с половиной года, ушел оттуда в Псков и вскоре после этого, приняв иночество с именем Ионы, основал в Псковской земле, на границе с Ливонией Псково-Печерскую обитель, где, пожив свято, сподобился блаженной кончины о Господе. Исидор же остался в Юрьеве и вел с немцами большие споры о православной вере. Нередко уговаривал он их присоединиться к православию.

В 1472 году вооружились ливонцы на православных — решили напасть на Псков. Между тем уже многие годы пресвитер Исидор беспорочно служил при храме святителя Николая Чудотворца, сияя как звезда между христианами своей паствы. И вот старейшина города Юрьева немец, по имени Юрий Трясиголов, восстав на Исидора и на православных, донес на них католическому епископу Андрею и городским старейшинам, говоря, будто слышал он от пресвитера и всей его паствы хулу на веру латинскую и служение на опресноках и похвалу одной только восточной православной вере. Таким образом он возбудил ярость в епископе и вельможах, и латиняне с того времени искали, как бы им наказать православных города Юрьева.

Настал праздник Богоявления Господня — 6 января 1472 года. Пресвитер Исидор вышел со всеми православными на реку Омовжу с честными крестами освятить воду. Там немцы, посланные от епископа и от городских старейшин, схватили Исидора и бывших с ним прихожан и отвели их к епископу и немецким судьям города Юрьева.

Их принуждали отречься от православной веры, но Исидор и все православные, бывшие с ним, сказали епископу и судьям:

«Не буди то, враг истины, чтобы нам православным отречься от Христа истинного и веры православной; не пощадим телес наших за Христа Бога, сколько бы ты нас ни мучил; но вас, нечестивые, умоляем: пощадите души свои Господа ради, ибо и вы – создания Божии».

Тогда с великим дерзновением обличал Исидор латинство и говорил о несогласии с православием. Разгневанный епископ ввергнул православных в темницу, а всех вельмож ливонских пригласил из окрестных замков для суда над православными. Тем временем святой Исидор поучал в темнице дружину свою:

«Братия моя и чада, — говорил он, — Господь собрал вас со мною на подвиг сей духовный, желая увенчать нас от вседержительной Своей руки неувядаемыми венцами; вы же, братия, добре пострадайте от беззаконных, без всякого сомнения, и не убойтесь горьких сих мук, не ослабейте, “потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1 Пет. 5:8), то есть уловить от веры православной. Станем в ней неподвижно, как добрые воины, против его козней, ибо Сам Господь сказал: “Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною” (Ин. 15:20-21, 26-27).

Так, братие, говорил Христос ученикам Своим, также говорит Он и нам, если кто имени Его ради постраждет до крови, т. е. до смерти. И вы, братия мои возлюбленные, не оставляйте меня, но пострадайте вместе со мною и не прельщайтесь вожделениями мира сего, но будьте великими мучениками Христовыми в роде сем».

Потом святой Исидор с дружиною своею, встав в темнице лицом к востоку, начал петь и молиться со слезами и с воздыханием сердечным; причастился сам запасными дарами святых и животворящих Таин и причастил всех бывших с ним. Все исполнились духовной радости, и благоговейный пресвитер поучал, их еще о воздаянии благ вечных за благие дела и о вечных муках за дела тьмы.

«Ни один из вас, – сказал он дружине своей, – да не страшится угроз, и самых мук да не убоится, но добре постраждем за Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и приимем почесть страдания нашего в день судный».

Потом все единодушно, громким голосом, воспели церковную песнь в честь мучеников: «Святии мученицы, иже добре страдальчествовавше и венчашеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим».

Посланные от епископа и судей градских пришли в темницу и, извлекши их оттуда, поставили на судилище в ратуше, для испытания их перед епископом и всеми латинянами, которые собрались на это зрелище. Как солнце со звездами стоял пред ними исповедник Исидор со своей дружиною. Сперва ласкательными словами старался епископ склонить исповедников к своей вере. Обращаясь к Исидору, как к наставнику и руководителю паствы, а затем и ко всем его пасомым, епископ говорил:

«Только послушай меня и посадников града сего, которые сошлись из окрестных замков Ливонии; примите честную веру нашу, которая почти одна с вашею, и опресночное служение, и не губите себя; будьте присными братьями нам и участниками нашего богатства. Если хотите, держите опять свою веру; только теперь повинитесь предо мною, судьями и всеми немцами».

Но мужественные исповедники отвечали епископу:

«Что ищешь уловить нас льстивыми речами? Не можешь ты отклонить нас от истинной веры православной; твори над нами, что хочешь; вот мы пред тобой и повторяем тебе то же, что говорили прежде».

Тогда суровый епископ, вместе с другими судьями, как змей, распалившись яростью на православных, велел всех их в той одежде, в какой они были, ввергнуть в реку Омовжу, а святого Исидора в иерейских священных одеждах бросил в самую Иордань, где освящал он воду в день Богоявления. Так поступили с ними, как с злодеями, казнили лютой смертью за православную веру. Всего страдальцев, считая с учителем их Исидором, было семьдесят три. Они предали свои чистые души в руки Бога Живаго и увенчались нетленными венцами.

Было же при страдании их и таковое дивное зрелище. В числе православных ведена была на казнь мать с трехлетним младенцем на руках, который был прекрасен лицом. Нечестивые немцы взяли младенца из рук матери, ее же бросили в воду. Видя свою мать потопляемую с блаженными мучениками, младенец начал плакать на руках мучителей, и сколько ни старались они успокоить его, рвался из рук их, терзая их лица. Тогда жестокие мучители бросили и его подле проруби. Младенец же, подползши к самой проруби, трижды перекрестился и, воззрев на предстоящий народ, сказал:

«И я православный, верую в Господа и хочу умереть, как и учитель наш Исидор и моя мать».

Сказав это, он бросился под лед. Так пострадал за истину младенец, как некогда мученик Христов младенец Кирик, исповедавший Господа на коленях мучителя, при виде страданий матери своей Иулитты, и вместе с нею восприявший мученический венец.

Настала весна. Разлившаяся река Омовжа выступила из берегов своих; тогда явились и телеса всех исповедников Христовых за три поприща от города Юрьева, вверх по реке под деревом у холма, никем неповрежденные, как бы положенные людьми на восток лицом; пресвитер же Исидор лежал посреди их во всем облачении священническом: так прославил Господь святых Своих угодников. Тогда православные купцы города Юрьева взяли мощи страдальцев и честно погребли их в городе около церкви чудотворца Николая.

Чтить память священномученика Исидора и семидесяти двух мучеников начали рано, не позже середины XVI столетия. Но причислены они Церковью к лику святых лишь в 1897 году. Первое празднование святым мученикам торжественно было совершено восьмого января 1898 года.


На основе книги: Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. Книга дополнительная, вторая (январь-апрель). – М., 1916. Репринт: Введенская Оптина Пустынь, 1994.