Святой Алексий Товт, протоиерей, 1909 год E-mail
26.05.2010 19:26

            В числе вновь прославляемых святых - протоиерей Алексий Товт (1854-1909), чья выдающаяся миссионерская деятельность связана с карпаторусской колонией в США, где он пришел сам и привел за собой в Православие сотни тысяч карпатороссов.

 

    Тяжелейшие экономические условия гнали огромное количества карпатороссов в США, где они шли на самые низкооплачиваемые работы - шахтерами и т.д. Там они соприкоснулись с достаточно большой великорусской диаспорой и бурно развивающейся Русской Православной Церковью в Америке, которая не только окормляла русских, но и вела активную миссионерскую работу среди индейского и англоязычного населения США. Сначала русская православная кафедра находилась на Аляске, но с ростом паствы в 1881 году она была перенесена в Сан-Франциско.

    В это же время в США начали появляться и первые переселенцы из Галицкой и Подкарпатской Руси.

    Вот как описывает события один из замечательных исповедников Православия и духовных вождей карпатороссов протопресвитер Петр Коханик: "Не будь у нас в Америке русского православного дела, не найдя мы в нем потребную духовно-материальную помощь, от нас ныне и следа бы не было бы. Мы ныне не были бы известны, ни под "именем "русских", ни под именем "карпатороссов", а были бы "украинцами" или "русинами"...

    Разница между нами и теми братьями из Великой России, которые еще с 1741 года начали переселяться по Аляскинским островам и в нынешнем штате Калифорния, имевшим тут уже своего Владыку, была лишь в том, что по вере своей мы были униатами… Разумеется, что так как унию с латинством фактически приняли лишь епископы и священство, народ наш нужно считать униатами "с римо-порабощенным православием". Мы называли народ Русским, ибо он был и действительно является частью великого русского народа. Разумеется, что ныне, для более точного означения его по месту жительства (в Карпатских горах) называем мы этот народ общим именем "Карпатороссы"…

    Известно, что еще в 1894 году русский Православный Владыка Николай, докладывая русскому Святейшему Синоду о великом стремлении заграничного русского народа к православию, официально называл его карпаторусским. Известно также, что в Парижском мирном договоре, подписанном Чехословацкой республикой…по делу о присоединении к Чехословакии нашей бывшей Угорской Руси (статьи 10, 11, 12, 13) фигурируют такие названия: "Карпато-русская область", "Область Южно-Карпатских русских…" В "Вестнике чехословацкого министерства народной обороны" (выпуск 62, 1919 г.) находим распоряжение 36688, согласно которому правильным официальным названием нашей страны является название "Карпатская Русь".

    Несчастных братьев наших карпатороссов гнали в Америку не "бизнес", как мы видели в братьях великороссах, а небывало тяжкие общественно-экономические условия в Австро-Венгрии...

    Большинство карпаторусского народа переселялось в штаты Пенсильвания ... Нью-Йорк, Нью-Джерси, но некоторые отправлялись даже и в Огайо и Чикаго, Иллинойс, Мичиган и даже в отдаленный штат Минессоту...

 

    В феврале 1892 года собралась небольшая группа людей в городе Вилкесс-Барре... и там основали первую русскую греко-католическую организацию "Соединение греко-католических русских братств"...

    Из 14 местных Братств c 143 членами и образовалась первая карпаторусская организация в США. ..Первая газета "Соединения греко-католических русских братств" - "Русский Вестник", издавалась русскими и латинскими буквами. Эта газета выходила почти до 1920 года (протопр. Петр Коханик "Начало Истории Американской Руси", стр. 478-480), издатель Петр Гардый, Коннектикут, 1970.

 

    Карпатороссы-униаты подверглись очень жесткой обструкции со стороны римо-католиков. Уния нужна Ватикану только для натиска на православные земли, на других территориях всякая "византийщина" беспощадно подавлялась.

    Лидером карпаторусских униатов стал отец Алексий Товт, служивший в Миннеаполисе, который стал председателем собраний униатских священников, прибывших из Галицкой и Подкарпатской Руси. К 1890 году в Америке было десять униатских священников, четыре из Пряшевской епархии, три из Мукачевской (Подкарпатская Русь), три из Львовской (Галицкая Русь).

    Отец Алексий Товт возглавляет объединение русских греко-католических братств, и направляет к ним 6 (18) декабря окружное послание, в котором доказывает необходимость объединения всех братств в одно общество следующими причинами:

1) сохранение восточно-русской Церкви, ее обрядов, так как католические епископы не хотели признавать греко-католических священников и относились к ним враждебно, не признавая брака священнослужителей, причастия под двумя видами и т.д. Особенное неприятие римо-католиков вызывал церковно-славянский язык.

2) второй причиной объединения о. Алексий Товт назвал хранение русской народности, недопущения того, чтобы "русские люди вступали в латинские братства" (Цит. соч., стр 485).

 

    Однако большинство униатского духовенства не решилось выступить против римо-католической власти, и дело сохранения православного обряда и автономии греко-католиков возглавил отец Алексий Товт и те миряне, которые твердо отстаивали свое русское национальное самосознание.

    Отношения с римо-католиками обострились до того, что католический Арцибискуп Айреланд не признал Товта за законного ксендза. После этого такие же репрессии посыпались на других греко- католиков, не желавших полностью латинизироваться, даже на тех, которые дистанцировались от Товта.

 

    Теперь, спустя десятилетия, можно предположить, что Товт мыслил стратегическими категориями, и все его действия - борьба за чистоту восточного обряда, объединение карпатороссов в братства, поднятие знамени русской национальной идеи - были последовательными и имели целью присоединение карпатороссов к Русской Православной Церкви, которая начала распространение Православия в Северной Америке. В пользу этой версии служат воспоминания святого отца Алексия Товта.

    "Коли я все тое видел и слышал, - пишет о. Алексий Товт, - тогда решился на такое, которое у мене уже давно в сердце жило, за которым у мене душа болела…быти православным…но як же? Треба быти дюже осторожным. Тая несчастная уния начало упадка и всего злого, дюже зажилась у наших людей, 250 рокив пройшло як тое иго на наши шеи положили! Я горячо молил Бога , чтобы он мене дал помощь и силу просветити моих темных верников…В том помогли мне сами прихожане. Коли я скликал своих прихожан… некоторые из них заявили: "пойдем к русскому епископу, не вечно ж чужим кланятися!"

    Было решено направить депутацию преосвященнейшему Владимиру, возглавлявшему Алеутскую и Аляскинскую епархию Русской Церкви. К владыке Владимиру поехал представитель общины Иван Млинарь. Во время переговоров с владыкой Владимиром и его сотрудником игуменом Георгием Чудновским выявилась интересная деталь, с одной стороны, обличающая все лукавство римо-католиков, которые попросту обманывали простых карпаторусских людей, а с другой, убедительно иллюстрирующая, насколько поверхностный характер имела уния на Подкарпатской Руси, что, несмотря на столетия ее насильственного насаждения, карпаторусский народ сохранил православные корни. Этот факт опровергает и нынешнюю идею католических пропагандистов, имеющих наглость утверждать, что униатство является национальной религией русинов.

 

    На вопрос игумена Георгия, какой он веры, Млинарь ответил: "Так, як его в школе научили", т.е. что он православный греко-кафолической веры, русского набоженства." (Цит. соч. стр.488). Многие карпатороссы чистосердечно думали, что они православные, точнее, что между унией и православием нет никакой разницы, кроме юрисдикционной. Тогда преосвященнейший Владимир объяснил посланцу карпаторусской общины, "что хоть он и русский, но по вероисповеданию католик, и принадлежит к секте униатской…" (стр.489) и не допустил его до Св. Причастия. Тогда Млинарь пошел в костел, где местный католический архиепископ заявил ему, что он-не католик и отправил назад к православным. Млинарь писал из Сан-Франциско: "Якой же мы… веры? Нас учили и вы (униатское духовенство - К.Ф.) учите, что мы православные, а тут мене православный епископ до причащения не припустил,… а католический бискуп со мною ани говорить не хоче и жене (посылает К.Ф.) до православного епископа… Якая же тота наша вера? Мене говорят, же я униат, який униат? Коли я николи о том не чул, я себе за православного христианина держал!"...(стр.490).

    Млинарь вновь пришел к владыке Владимиру, и после беседы с ним православный архипастырь написал о. Товту письмо, не хочет ли тот присоединиться к Православию, к Аляскинской епархии.

    После этого о. Алексий Товт поехал к архиепископу Владимиру сам и, "узнавши, что Владыка той - Русской православной веры, просил его о принятии, разом с Миннеаполисским приходом, в православную прадедскую веру".

 

    25 марта 1891 года преосвященнейший Владимир специально прибыл в Миннеаполис и присоединил к православной вере первый карпаторусский униатский приход в Америке во главе с. Алексием Товтом, насчитывавший 405 человек. Великое дело возвращения американских карпатороссов в Православие началось. Следующим присоединился к Православию о. Георгий Грушка с приходом. По развитии процесса перехода в Православие стопятидесятитысячной карпаторусской колонии появляются и организации по защите веры и народности, ибо католические круги, естественно, не смирились с православным движением. В частности, Товту вменялись в вину его смелые миссионерские решения, например, то, что он "высылает в народ по салонам, т.е. американским кабакам, своих агентов…для агитации за Православие".

    В апреле 1895 года по инициативе о. Алексия Товта на съезде американского православного духовенства и мирян было создано "Русское православное общество взаимопомощи", долженствовавшее объединить все православные братства, создававшиеся в процессе перехода карпатороссов в Православие. Девизом общества было "Православие и русская народность".

 

    Выдающимся продолжателем дела о. Алексия Товта был протопресвитер Петр Коханик, еще в молодости основавший 11 карпаторусских приходов в США. Протопресвитер Петр Коханик является одним из лучших карпаторусских историков и полемистов. Его перу принадлежит уникальный труд "Начало истории американской Руси" и вышедшая на английском языке книга "Украинство - великая ложь двадцатого века. Правда о Великой, Малой и Белой России". Последний труд является образцом блестящей полемики с идеологией украинского сепаратизма, крайне актуальной и сейчас.

    Борьба за возвращение карпатороссов в Православие была очень жесткой. Опомнившись от активной деятельности о. Алексия Товта, римо-католики прекращают притеснения униатов и начинают насаждать среди них украинскую сепаратистскую идею. О том, что эта искусственная и лживая идея приживалась с трудом, свидетельствует история переименования карпаторусских униатских организаций. Так, основанный в 1894 году "Русский народный союз"в 1898 году был переименован в "Руский". Изъятие второй буквы "с" униаты считали большой победой, а в 1907 году удалось изменить название на "Руський", а в 1926 году униаты одержали полную победу, переименовав организацию в "Украинский народный союз". Таким образом, возвращенные о. Алексием Товтом в Православие карпатороссы сохранили русское национальное самосознание и составляют значительную часть паствы Русской Православной Церкви в США обеих юрисдикций, так и значительную часть паствы Американской Автокефальной Православной Церкви, которая и канонизировала о. Алексия Товта.

   

    Те карпатороссы, что остались в унии, забыли свою духовную и национальную историю и стали членами украинских шовинистических эмигрантских организаций (многие из которых, как мы видим, сначала были русскими и становились "самостийническими" только после многолетней пропагандистской работы и смены поколений). Аберрация сознания бывших русских, ставших "украинцами", привела к крайней русофобии в их среде, чтобы доказать и утвердить свое новое самосознание, "самостийники" стараются вытравить в себе историческую память и стремятся доказать всему окружающему миру свое полное отречение от своих же корней. Например, текст "Закона о порабощенных нациях", принятого Конгрессом США в 1947 году и не отмененном до сих пор, в котором русские обвиняются в коммунизме и порабощении многих народов и территорий вплоть до мифических "Казакии" и "Идель-Урала", написан деятелем "Украино-американского комитета" Львом Добрянским.

 

    Прославление священников Максима Сандовича и Алексия Товта Русской Православной Церковью является весьма значимым событием. Установление праздника галицко- и карпаторусских святых станет мощным импульсом к возрождению Подкарпатской Руси на ее исконных православных русских началах, а их молитвенное заступничество, верим, откроет глаза многим людям, обманутым "бандеро-мазепинской" идеологией.

 

Кирилл Фролов
18/05/2001

 

http://www.pravoslavie.ru/put/sv/svalexiytovt.htm