Свт. Кирилл Иерусалимский. О Теле и Крови Христовых E-mail
08.12.2010 07:15

Свт. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій († 386 г.)
СЛОВА ТАЙНОВОДСТВЕННЫЯ КЪ НОВОПРОСВѢЩЕННЫМЪ.

4 Тайноводственное слово. О тѣлѣ Христовомъ и о крови Христовой.

 

Чтеніе изъ Павлова посланія къ Коринѳанамъ: азъ бо пріяхъ отъ Господа, еже и предахъ вамъ и т. д. (1 Кор. 11, 23).

 

1. Сего ученія блаженнаго Павла достаточно къ удостовѣренію вашему въ разсужденіи Божественныхъ тайнъ, которыхъ сподобившись содѣлались вы стѣлесниками и единокровными Христу. Ибо самъ Павелъ недавно взывалъ: яко въ нощь, въ нюже преданъ бываше Господь нашъ Іисусъ Христосъ, пріемъ хлѣбъ: и благодаривъ преломи, и далъ Своимъ ученикамъ, говоря: пріимите, ядите, сіе есть тѣло Мое. И пріявъ чашу и благодаривъ, сказалъ: пріимите, пійте, это есть кровь Моя (1 Кор. 11, 23-25). Посему, если самъ Господь опредѣленно сказалъ о хлѣбѣ: сіе есть тѣло Мое; — кто осмѣлится послѣ того сомнѣваться въ этомъ? И если Самъ подтвердилъ и изрекъ: сія есть кровь Моя, — кто усумнится и скажетъ: это не кровь Его?

 

2. Онъ нѣкогда въ Канѣ Галилейской претворилъ воду въ уподобляющееся крови вино: не заслуживаетъ ли же вѣроятія и въ томъ, что вино претворяетъ въ кровь? Онъ, позванный на бракъ плотскій, совершилъ такое необычайное чудо, не тѣмъ ли паче за несомнѣнное будетъ признано, что сынамъ брачнымъ даруетъ вкушать тѣло Свое и кровь Свою?

 

3. Посему со всею увѣренностію будемъ причащаться сего и какъ тѣла Христова и какъ крови Христовой; потому что подъ образомъ хлѣба дается тебѣ тѣло, и подъ образомъ вина дается тебѣ кровь, чтобы, причастившись тѣла Христова и крови Христовой, содѣлаться тебѣ стѣлесникомъ и единокровнымъ Христу. Такъ дѣлаемся мы Христоносцами; потому что тѣло и кровь Христовы сообщены нашимъ членамъ. Такъ, по словамъ блаженнаго Петра, бываемъ Божественнаго причастницы естества (1 Петр. 1, 4).

 

4. Нѣкогда Христосъ, бесѣдуя съ Іудеями, сказалъ: аще не снѣсте плоти Моей, ни піете крови Моей, живота не имате въ себѣ (Іоан. 6, 55). Они же, не съ духовнымъ разумѣніемъ выслушавъ сказанное, соблазнились и идоша вспять (Іоан. 6, 66), думая, что предлагаетъ имъ въ подлинномъ смыслѣ яденіе плоти.

 

5. И въ ветхомъ завѣтѣ были хлѣбы предложенія; но они, какъ ветхозавѣтные, воспріяли конецъ. Въ новомъ же завѣтѣ — хлѣбъ небесный и чаша спасенія (Псал. 115, 4), освящающія душу и тѣло. Ибо какъ хлѣбъ приличенъ тѣлу, такъ и Слово приличествуетъ душѣ.

 

6. Посему взирай не просто, какъ на хлѣбъ и какъ на вино; потому что, по Владычнему изреченію, — они — тѣло и кровь Христовы. Хотя чувство и представляетъ тебѣ хлѣбъ и вино, но да укрѣпляетъ тебя вѣра. Не по вкусу суди о вещи, но вѣрою несомнѣнно удостовѣрься, что сподобился ты тѣла и крови Христовыхъ.

 

7. Силу таинства объясняетъ тебѣ блаженный Давидъ, говоря: уготовалъ еси предо мною трапезу сопротивъ стужающимъ мнѣ (Псал. 22, 5). Сказанное же имъ имѣетъ такой смыслъ: до пришествія Твоего демоны уготовляли человѣкамъ трапезу, оскверненную, нечистую, исполненную діавольской силы; но по пришествіи Своемъ, Владыка, Ты уготовалъ еси предо мною трапезу. Когда человѣкъ говоритъ Богу: уготовалъ еси предо мною трапезу, что иное означаетъ, какъ не таинственную и духовную трапезу, какую уготовалъ намъ Богъ сопротивъ, то-есть вопреки и противоположно демонамъ? И совершенно справедливо. Ибо въ той трапезѣ было общеніе съ демонами, а въ этой — общеніе съ Богомъ. Умастилъ еси елеемъ главу мою (Псал. 22, 5). Умастилъ елеемъ главу твою на челѣ тою печатію, какую имѣешь отъ Бога, чтобы тебѣ быть образомъ печати, святынею Божіею (Исх. 28, 36). И чаша Твоя упоявающи мя, яко державна (Псал. 22, 5). Видишъ, — именуется здѣсь чаша, о которой Іисусъ, взявъ ее въ руки, и благодаривъ, изрекъ: сія есть кровь Моя, яже за многія изливаемая во оставленіе грѣховъ (Матѳ. 26, 28).

 

8. Поэтому и Соломонъ, давая разумѣть благодать сію, говоритъ въ Екклесіастѣ: пріиди, яждь въ веселіи хлѣбъ Твой, хлѣбъ духовный. Словомъ же: пріиди означаетъ спасительное и блаженнотворное призваніе. И пій во блазѣ сердцы вино Твое — вино духовное. И елей на главу твою да изліется. Видишь, даетъ онъ разумѣть и таинственное мѵропомазаніе. И всегда да будутъ ризы Твоя бѣлы, яко угодна Богу творенія Твоя (Еккл. 9, 7-8). Прежде нежели приступилъ ты къ благодати, творенія Твоя суета суетствій (Еккл. 1, 2). Совлекши же съ себя ветхія ризы, и облекшись въ духовныя, бѣлыя, надлежитъ всегда быть облеченнымъ въ бѣлое. И, безъ сомнѣнія, разумѣемъ не то, что всегда должно тебѣ облекаться въ бѣлыя одежды, но что необходимо быть тебѣ облеченнымъ въ то, что подлинно бѣло, свѣтло и духовно, чтобы могъ ты сказать подобно блаженному Исаіи: да возрадуется душа моя о Господѣ: облече бо Мя въ ризу спасенія, и одеждою веселія одѣя Мя (Ис. 61, 10).

 

9. Дознавъ это и удостовѣрившись, что видимый хлѣбъ есть не хлѣбъ, хотя и ощутителенъ вкусу, но тѣло Христово, и что видимое вино есть не вино, хотя и подтверждаетъ то вкусъ, но кровь Христова, и что о семъ древле сказалъ псалмопѣвствуя Давидъ: и хлѣбъ сердце человѣка укрѣпитъ, умастити лице елеемъ (Псал. 108, 15), — укрѣпляй сердце, причащаясь его какъ хлѣба духовнаго, и умащай лице души своей. О если бы тебѣ, имѣя лице сіе откровеннымъ, въ чистой совѣсти славу Господню взирающе, восходить отъ славы во славу (2 Кор. 3, 18) о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ! Ему честь, и держава, и слава во вѣки вѣковъ! Аминь.

 

 

Печатается по изданiю: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архiепископа Iерусалимскаго. – Изданiе второе. – Сергiевъ Посадъ: 2=я типографiя А.И. Снегиревой. – С. 292-295.

 

http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.iv.k_03_0204