"Портал–Credo.Ru": Вы возглавляли делегацию, которая побывала в начале сентября в Москве на переговорах с архиепископом Феогностом. Речь шла о настоятельных просьбах клириков и мирян Кишиневской митрополии РПЦ МП о прекращении экуменической деятельности Московского патриархата. Чем были вызваны эти просьбы? Протоиерей Анатолий Чибрик: Мы выразили это в открытом письме. Есть некоторые выражения, которые произносятся на разных симпозиумах, встречах, саммитах, таких как Саммит религиозных лидеров в 2006 г., которые мы не разделяем, потому что они вступают в противоречие с православным вероучением. И это мы написали в открытом письме Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, потому что мы несколько раз посылали письма в патриархию, высказывались по этому поводу, но никаких реакций не было. Были письма и других православных верующих, но так как ответа на них не было, никаких изменений в этом направлении тоже – мы решили написать открытое письмо. – Вы ездили в Москву по благословению митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира (Кантаряна)? – Дело в том, что после открытого письма, при встрече святейшего Патриарха Кирилла с митрополитом Владимиром, Патриарх спросил: "Какова возможность встречи с теми, кто это написал?" То есть он изъявил желание, чтобы было общение. И поручил архиепископу Феогносту, наместнику Троице-Сергиевой лавры, встретиться с группой клириков – одним из которых был я, - которые подписали и отправили это открытое письмо. – Из кого состояла ваша делегация? – Не все имели возможность приехать. Но из тех, кто приехал, был еще один священник – иерей, благочинный у нас в Молдавии, а также было трое мирян – прихожан разных храмов. Присутствовали на встрече и некоторые присоединившиеся к нам священники из России и Украины. – Но благословение митрополита Владимира на поездку было? – Было благословение не митрополита, а благословение Патриарха! – С кем Вы общались в Москве? – Вначале мы общались в Троице-Сергиевой лавре с архиепископом Феогностом. Он нас принял – все было вежливо и торжественно, но вопрос в том, что после нашего общения, предоставления нами документов, произошло некоторое смущение, и владыка Феогност пригласил благочинного и духовника Троице-Сергиевой лавры. Естественно, что они пытались включиться в эту тему, но они совершенно не знали, что мы как официальная делегация прибыли и встреча проходит по поручению Патриарха. Смущение произошло из-за того, что они не были "в теме". – А еще с кем Вы встречались? – Наш визит в лавру продлился ровно три часа. Естественно, программа была очень насыщенная. Со временем мы опубликуем стенограмму этой встречи. Пока мы ждем какой-либо реакции от патриархии, потому что были какие-то договоренности, что архиепископ Феогност передаст святейшему Патриарху Кириллу наше подтверждение фактами того, что, на наш взгляд, происходит, когда высказываниями, которые делаются в либеральных кругах, нарушаются устои Православной Церкви. И надеемся, что будет какая-то реакция, как это и должно быть. Мы, конечно же, весьма рады, что Патриарх Кирилл благословил эту встречу, была возможность общаться, была возможность высказаться, потому что, я считаю, что впервые в истории современной РПЦ нашлось время для диалога. – Вас удовлетворила встреча в том виде, в котором она прошла? – Дело в том, что удовлетворение может быть лишь тогда, когда мы приходим к понимаю проблемы. – Я имею в виду атмосферу. – В диспутах атмосфера всегда бывает разной: и сложной, и мирной. По-разному бывает. И общение всегда включает в себя разные ситуации. – Если Ваша позиция не найдет понимания у священноначалия РПЦ МП, то что Вы собираетесь предпринимать? – "Что вы собираетесь предпринимать?" – это вопрос каверзный. Мы написали письмо, в котором высказали свою озабоченность и сожаление о том, что происходит. Ждем на это реакции, предложения, как эту проблему можно разрешить, потому что не только мы ее высказали – группа людей или группа священников, - этого мнения придерживаются очень многие, основная часть РПЦ. Просто не все высказывается. Из-за страха потерять место или подвергнуться прещениям, потерять приход и т.п. Поэтому люди молчат. Но если бы сделали опрос, то вопрос этот очень серьезный. Поэтому мы не отвечаем на вопрос "что мы будем предпринимать" - еще и потому, что у нас нет каких-либо шагов, которые предопределяют ситуацию. У нас есть желание, чтобы состоялся открытый публичный диспут, который должен отвечать на все вопросы. Если есть у нас соблазн от такого-то и такого-то выступления, то пусть обоснуют это выступление или его отзовут. Если будет отзыв или сожаление о том, что это была ошибка, то для нас это самая что ни на есть радость, потому что цель наших действий – это признать, что есть ошибки, которые были сделаны когда-то. – Вы говорите, что некоторые боятся. А почему Вы не боитесь? – У нас в Молдавии есть возможность соборного высказывания. В России сохраняется очень плачевная ситуация: в епархиях, если кто-то выскажет точку зрения, отличающуюся от точки зрения епархиального архиерея, его просто "сотрут в порошок". Проблема "пахнет" тем, что архиереи слишком княжат на Руси. – Все приходы РПЦ МП в России получили новый типовой устав. Вашим приходам его тоже присылали? – У нас другое положение. Молдавская Православная Церковь входит в состав РПЦ МП, но у нас другая страна, и Министерство юстиции еще не одобрило этот проект. У нас условия, слава Богу, пока соборные. Хотя тот проект, который мы знаем, который был принят, – это проект, в котором есть что пообсуждать. Если в церковном вопросе отсутствует соборность, то это уже проблема. Беседовал Владимир Ойвин Источник: http://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=1483 _____________________________ Другие материалы по теме: |